Двухтактный или четырехтактный лодочный мотор?

Posted by i-motors.com.ua 24/09/2016 0 Comment(s)

Двухтактный или четырехтактный лодочный мотор?

В интернете, особенно на специализированных форумах, можно часто прочитать жаркие споры о том, что якобы четырехтактные двигатели - гораздо лучше своих двухтактных собратьев. А некоторые статьи гласят о том что, скорее удобно выбрать два такта и благополучно забыть о четырех. Это и вносит достаточно путаницы в головы людей, которые хотят выбрать себе какой - либо тип лодочного двигателя. Попробуем внести ясность в этот актуальный, как никогда вопрос: что лучше – двухтактный или четырехтактный лодочный мотор? Мы твердо уверены - тот тип двигателя, который больше всего подходит по вашим, индивидуальным требованиям. Только Вы можете целиком и однозначно, рассмотреть нужный вам "аппарат" - который подойдет вам, прежде всего по параметрам и представленным характеристикам. Ну а мы, постараемся раскрыть перед вами этот выбор и показать двухтактные и четырехтактные двигатели - с самых разных сторон.

Двухтактные и четырехтактные подвесные лодочные моторыСравнение мощности и веса.

Дело в том, что у двухтактных лодочных двигателей каждый такт является рабочим, а у четырехтактных - только каждый четвертый.

То есть получается, что при одинаковом объеме камеры сгорания - двухтактные двигатели в два раза выигрывают по мощности, по сравнению с четырехтактными. Из - за некоторых недостатков в конструкции (как пример попадание невыработанной смеси в выхлоп) - на практике получается, все не совсем так, как в теории и этот показатель в два раза ниже (около 1.6-1.7 раз). А это означает одно - для отдачи одинаковой мощности на валу - мотор двухтактного типа нужен меньшего размера, чем мотор четырехтактного типа. При этом мы видим явное достоинство - чем меньше размер, тем меньше вес. То есть, при решении вопроса, какой лодочный мотор вам подойдет – за основной параметр можно взять вес и при этом симпатии будут склоняться в сторону двухтактных двигателей.

Это будет существенным плюсом, для тех людей, у которых лодка, например, стоит в гараже и для них очень важен занимаемый ею и мотором объем. Но если у вас в наличии, надувная лодка, для нечастых поездок на рыбалку или есть автомобиль с прицепом и вы можете позволить себе снимать и надевать мотор - то вес, скорее всего, не будет иметь для вас значения. Вы сможете позволить себе и четырехтактный лодочный мотор.

Вес двигателя также сказывается и на поведении лодки. Если вы обладаете обычной лодкой, то нужно рассчитать, чем длиннее она будет - тем меньше значения будет иметь вес на корме. И наоборот - чем короче она будет - тем сильнее надо загрузить ее нос, особенно если вы будете подходить к мотору.

Ну а если вы обладатель надувной лодки и вы решились поставить на нее мотор около 15-ти лошадиных сил, то колебание в весе от 20 до 30 кг будет довольно ощутимым, хотя на транце еще как - то и можно разместить его своими силами. А вот с весом двигателя в 50 кг., придется уже звать друзей на помощь. К тому же, если вы любитель порыбачить в тихих местах - то мотор весом 20-25 кг, будет практически незаменимым, а его перемещение - можно практически не заметить. Итак, что лучше: двухтактный или четырехтактный лодочный мотор по мощности и весу - здесь выбор делайте сами, исходя из ваших потребностей и специфики использования.

Расход топлива в двухтактном и четырехтактном лодочном двигателе. Расход топлива вашего двигателя - это еще одна из важных деталей, на которую обращают внимание при его выборе. Он практически напрямую зависит от величины максимума расхода мотора. Если рассматривать этот вопрос предметно, то расход топлива нам нужно рассчитывать каждый раз для конкретной поездки, ведь один мотор установленный на совершенно разные лодки будет показывать разную скорость. Другими словами, максимальный расход топлива в час, заявленный производителем - будет неизменным. Но если вас интересует расход именно в ключе "литр - на километр" то в разных сочетаниях "мотор–лодка–нагрузка" - он получиться совершенно индивидуальным.

На первый взгляд лучшими в экономии расхода топлива, являются четырехтактные лодочные моторы. В принципе так оно и есть. Моторы такого типа обладают более высоким коэффициентом полезного действия и соответственно экономией топлива.

Получается те, кто любит много путешествовать и преодолевать большие расстояния, больше оценят четырехтактный двигатель, тем более, если планируется использовать его не на полную мощность. Но в этом случае, нужно учесть, что его стоимость гораздо превышает стоимость двухтактного лодочного двигателя, а вот оправдать себя ему получится, скорее всего, лет через 5-6.

Тут необходимо отметить, новые конструкции четырехтактных моторов, они оснащаются электроникой, которая полностью контролирует работу мотора и оказывается намного экономичнее обычных двухтактных. То есть разрыв в потреблении топлива, между ними и двухтактными является довольно значимым.

А вот моторы двухтактного типа, обладающие мощностью до 40 л. с., гораздо легче, к тому же имеют одинаковый крутящий момент вместе с сопоставляемыми оборотами коленчатого вала (и это при схожем рабочем объеме с четырехтактными двигателями). Но они менее экономные в потреблении топлива, чем четырехтактные. При этом разница в "поглощении" горючего за "один заход" может варьироваться от 15 до 30%, в зависимости от их конструкции. Вот и получается что они довольно "прожорливые".

Моторесурс. Двухтактные или четырехтактные лодочные моторы. Ходит множество слухов о том, что «четырехтактник» будет служить гораздо дольше, чем его двухтактный «брат». Но в реальности дела обстоят не совсем так, а все слухи лишь упираются в теорию. Например, ресурс такого двигателя около 2000 мото-часов. Чтобы проверить его на практике, нужно круглосуточно ездить весь сезон. Естественно, такое позволить себе не может никто. Всем просто известно, что данные о моторесурсе слишком размытая цифра, которая не может быть применена конкретно. Здесь можно сказать, что данные моторесурса таких двигателей рассчитываются только с помощью компьютера или на бумаге и могут быть далеки от практики. Так что в этом пункте невозможно сказать, какой мотор лучше.

Шум. 2-х или 4-х тактный лодочный мотор. Существует множество мнений о том, что двухтактные двигатели слишком шумные. Но речь об этом может идти, если говорят о низких или же средних оборотах. Четырехтактные моторы тоже довольно прилично шумят, хотя и немного меньше (примерно на два или три децибела). Но это вовсе не означает, что нужно отказаться от двухтактного мотора, причем с довольно хорошим крутящим моментом.

Вообще почти все современные двигатели создают "большой шум", особенно при высоких оборотах. Издаваемый ими шум, как правило, слышен в метре от мотора, который находится в рабочем состоянии. На максимальных оборотах, он достигает от 88 дБ (не слишком громко) до 94 дБ (ощутимо громко). Но на самом деле для человеческого уха важен не сам шум, а его действующий спектр. Так, например, звонкий шум гораздо хуже, чем низкий, поэтому двигатель, работающий на высоких оборотах в тихом режиме - утомляет сильнее. А работающие на малых и средних оборотах четырехтактники, при работе издают гораздо меньше шума, так как имеют "правильный шумовой спектр". Из этого можно понять, что если вы планируете ехать в режиме около "трех четвертей газа", то двигатель четырехтактного типа даст большой плюс в этом показателе. Если вы планируете применять лодочный мотор в высоком темпе (причем длительное время), то смысл покупать мотор четырехтактного типа, теряется.

Автономность. 2-х тактные и 4-х тактные лодочные двигатели. Автономность в двигателе - это не самый последний фактор. Он означает, сколько вы сможете пробыть в удаленных от цивилизации местах, без запаса горючего. Например, четырехтактники могут гораздо реже заправляться, не только горючим, но и маслом. Обладатели такого двигателя, явно останутся в выигрыше, если он будет использоваться в основном в режиме "дорожки". В таком случае, расход топлива окажется невелик. И самое главное при его работе, будет отсутствовать неприятный запах "горелого масла".

Ремонт и обслуживание. Двухтактные или четырехтактные подвесные лодочные моторы. Что дешевле? У моторов всех производителей разных конструкций и типов, время от времени могут случаться неприятности в виде поломки какой - либо детали. Но с лодочными моторами все понятно - чем меньше стоимость двигателя, тем меньше обойдется вам его ремонт и обслуживание. Если вы живете в крупном городе, то вы без труда сможете обратиться к дилерам за помощью. Вам окажут такие полезные услуги как - настройка, починка, регулировка. Но если вы разбираетесь в устройстве двигателя и сможете выполнить его починку или настройку своими силами, то скорее всего, вам лучше приобрести двухтактный двигатель. Он имеет простое устройство, дольше выпускается и по нему можно найти больше мастеров с соответствующей специализацией. А вот дела, с четырьмя тактами будут сложнее. Двигатели такой конструкции имеют довольно сложное устройство, к тому же помимо механических внутренностей, там может присутствовать "умная" электроника, которую можно случайно повредить. Поэтому выбирая этот тип, лучше доверить ремонт и обслуживание специалистам. Даже если вы не смогли правильно выполнить настройку, то в любом случае, мастера помогут вернуть ваш четырехтактник в первоначальное состояние.

Подводим итог.

Итак, что же лучше, двухтактный или четырехтактный лодочный мотор? Руководствуясь вышесказанными сравнениями, давайте подведем итоги.

Если прочитать все статьи, сопутствующую литературу, справочники и немного поразмышлять с точки зрения теории - то можно сделать следующие выводы:

Подвесные двухтактные моторы - гораздо легче, они имеют меньший объем и более приемистый вес. Они идеально подойдут для тех случаев, когда необходимо съездить на небольшую рыбалку или двигаться по воде на короткие расстояния. Эти двигатели легче перевозить и в ремонте они доставляют, как правило, меньше проблем.

Четырехтактные моторы - потребляют меньше горючего, мало выделяют выхлопных газов и вредных соединений, не нуждаются в постоянном расходе масла. Двигатели этого типа могут подойти любителям долгих путешествий и поездок на большие расстояния. Они работают не слишком громко и являются довольно экологичными.

Определившись с выбором и осуществив покупку у нас, Вы можете также приобрести чехол для лодочного мотора.

Leave a Comment